5
Теория и практика современных СМИ
УДК 070.1; 004
Наука для медиаиндустрии
Е.Я. Дугин, проректор, заведующий кафедрой телевидения и радио ФГБОУ ДПО «Акаде-
мия медиаиндустрии», доктор социологических наук, профессор. Член Научно-экспертного
совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера-
ции; e-mail: e.dugin@yandex.ru
В статье рассматриваются некоторые тенденции развития медиаин-
дустрии в условиях цифровых трансформаций. Автор предлагает мо-
дернизировать систему научного обеспечения деятельности медиаин-
дустрии. В этих целях на основе единого методологического подхода
потребуется разработка совокупности статистических показателей
состояния, тенденций и прогнозных сценариев развития отрасли. В
связи с переходом отрасли на цифровые технологии, актуализируется
переподготовка и повышение квалификации творческих сотрудников и
специалистов редакций СМИ. В статье обосновывается возможность
создания Научно-экспертного центра отрасли на базе Академии медиа-
индустрии.
Ключевые слова: медиаиндустрия, цифровые технологии, транс-
формации, статистические показатели, научно-экспертный центр
отрасли, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Медиаиндустрия, понимаемая как производственно-творческая струк-
тура создания и распространения информации, духовных и нравствен-
ных ценностей в целях коммуникации, просвещения и развлечения на-
селения.
По данным более пятилетия назад в России было официально зареги-
стрировано 25781 газета, 31714 журнала и 4473 других периодических
печатных изданий. Кроме того, в нашей стране насчитывалось примерно
330 телеканалов (16 общероссийских, около 117 спутниковых и кабель-
ных, 7 вещающих за пределы России, около 180 региональных и около
30 в малых городах и селах). Эту впечатляющую статистику медиаинду-
стрии дополняет радиовещание (3182 лицензии).
Чтобы проследить динамику деятельности медиаиндустрии, необходимо
сравнить темпы роста, структурные преобразования отрасли в современных
условиях цифровых трансформаций. В конце 2018 года в стране было
зарегистрировано 72065 средств массовой информации. На цели
ведения телерадиовещания выдано 6815 лицензий
1
. Судя по сведениям о
зарегистрированных и ликвидированных СМИ в России за прошедший год,
1
Публичный доклад за 2018 год. Роскомнадзор. URL: http://www.rkn.gov.ru/press/annual_
reports/ (дата обращения: 27.01.20).
Теория и практика современных СМИ
6
т. е. за третий квартал 2019 года в сравнении с третьим кварталом 2018
года, общее количество СМИ сократилось с 73 207 до 67 340
1
. В это же
время наращивает мощности цифровой рынок медиа при разной степени
доступа аудитории к возможностям, которыми обладает глобальная сеть,
активизируются процессы трансформации онлайн-потребления за счет
мобильности компьютерных устройств, использования разнообразных
гаджетов, а также упрочения позиций интернета, который существенно
изменяет структуру и способы потребления информации в настоящее
время и сохранит свое влияние на медиаиндустрию в будущем.
Российские цифровые трансформации находятся в русле мировых
тенденций. В мире отмечается рост аудитории социальных сетей. Как
следует из недавно опубликованных отчетов о состоянии глобальной
отрасли digital на 2019 год, который подготовили агентство We Are
Social и сервис Hootsuite, аудитория интернета растет со скоростью
один миллион новых пользователей в день (выделено мной Е. Д.)
2
.
По данным Международного союза электросвязи, для достижения
первого миллиарда интернет-пользователей понадобилось 16 лет.
Второй миллиард присоединился к сети всего за 6 лет. Сегодня же
интернет растет со скоростью один миллиард новых пользователей в
2,7 года
3
.
В аналитических отчетах приводятся впечатляющие показатели рас-
пространения «глобальной сети» коммуникаций. Например, сообщает-
ся, что ежемесячно с соцсетями контактируют более трех миллиардов
человек. Количество пользователей интернета в 2018 году в мире до-
стигло 4,021 млрд. человек, что на 7 % больше по сравнению с ана-
логичным периодом прошлого года. За 2019 год аудитория интернета
составила 4,39 миллиарда человек, что на 366 миллионов (9 %) больше,
чем в январе 2018 года
4
.
Анализ тенденций развития медиаиндустрии показывает, что за де-
сять лет доля интернета на мировом рекламном рынке выросла в четы-
ре раза, в то время как доля печатной прессы сократилась в три раза.
Интернет впервые обогнал телевидение по объему рекламных бюдже-
тов в 2017 году, а в России это произошло на год позже. Несмотря на то,
что в 2018 году темпы роста сегмента интернет-рекламы повсеместно в
мире немного замедлились (+12 % против +14 % в 2017 году и +18 % в
2016 году), интернет остается самым быстро растущим рекламным но-
сителем
5
. Судя по результатам исследований компаний We Are Social и
Hootsuite, в нашей стране бурными темпами растет медиапотребление
1
Там же.
2
URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-
i-trendy/ (дата обращения: 27.01.20).
3
Там же.
4
Там же.
5
Там же.
7
Теория и практика современных СМИ
сетевых СМИ, новостных агрегаторов и социальных сетей. В России
зарегистрировано как полноправное СМИ около 9,5 тысячи электрон-
ных периодических изданий, сетевых изданий, блогов
1
.
По данным GlobalWebIndex, среднестатистический интернет-юзер
сегодня проводит около шести часов в день, или третью часть всего
времени бодрствования. Если умножить это время на 4 миллиарда всех
интернет-пользователей, то получится ошеломляющая цифра в 2018
году человечество суммарно провело в режиме онлайн один миллиард
лет
2
.
Согласно данным «Mediascope», жители нашей страны в 2018 году
в среднем тратили на потребление медиа 517 минут в день, что на 2
минуты меньше, чем годом ранее. Прогнозируется, что в 2019 году этот
показатель снизится до 515 минут, а в 2020 году до 514,8 минуты.
Пока что самым популярным медиа в России остается телевидение
на него приходится почти 40 процентов от общего времени медиапо-
требления или 202 минуты в день. Прогнозируется, что в 2020 году на
просмотр телепрограмм жители России будут ежедневно тратить 198
минут. За телевидением следует радио 35,5 процентов досугового
времени или 184 минуты в день. Доля интернета в медиапотреблении
составляет 23 % или 119 минут, из которых 60 минут приходится на
десктопный интернет (стационарные компьютеры) и 59 минут – на мо-
бильные устройства
3
.
По данным института маркетинговых исследований «GFK Russia»,
к началу 2019 года число пользователей интернета в России от 16 лет
и старше превысило 90 млн человек, что на 3 млн больше, чем годом
ранее. Проникновение интернета в стране составило 75,4 % взросло-
го населения, но российская аудитория интернета прирастает теперь
главным образом людьми старшего поколения, так как среди молодежи
и людей среднего возраста его проникновение близко к предельному
уровню. Тем не менее, четверть населения России интернетом не охва-
чено вовсе
4
.
Благодаря мобильной аудитории в России наблюдается устойчивый
рост социальных сетей. Аналитики агентства «Initiative Russia» вы-
явили, что 65% российских пользователей интернета контактируют с
соцсетями посредством мобильных приложений. По этому показателю
Россия оказалась в лидирующей пятерке стран, пропустив вперёд толь-
ко Китай, Индию, Индонезию и Иран.
1
Там же.
2
URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-
v-rossii/Статистика интернета на 2019 год в мире и в России (дата обращения: 27.01.20).
3
Публичный доклад за 2018 год. Роскомнадзор.URL: http://www.rkn.gov.ru/press/
annual_reports/ (дата обращения: 27.01.20).
4
URL:http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat1/main/custom/0/text_
les/le/Пресса%202019%20для%20VIP_правка_end.pdf (дата обращения: 27.01.20).
Теория и практика современных СМИ
8
Преимущество использования соцсетей заключается в высокой сте-
пени вовлечения различных слоев и коммуникативных сообществ ауди-
тории в информационно-коммуникативные процессы. Германская ис-
следовательская компания «Statista» высоко оценивает проникновение
соцсетей в России (47 %). Так, аккаунты в таких сетях имеют 67,8 млн
человек. Активнее всего в нашей стране используется «YouTube» (63
% опрошенных), на второй–четвёртой позиции находятся «ВКонтакте»
(61 %), «Одноклассники» (42 %), «Facebook» (35 %) соответственно.
Среди мессенджеров доминируют «Skype» и «WhatsApp» (по 38 %)
1
.
Несмотря на то, что эксперты считают Instagram лучшей платформой
для брендов в 2019 году, бурного роста отечественной аудитории соц-
сетей, исключая «Instagram», в 2018 году не наблюдалось. Тем не ме-
нее, 45 % жителей страны старше 18 лет пользуются хотя бы одной
социальной сетью ежедневно, а 62 % хотя бы раз в неделю. Макси-
мальный уровень ежедневной вовлеченности в соцсети (91 %) присущ
молодежи от 18 до 24 лет. С возрастом число пользователей убывает:
в группе 25–34 года – 69 %, а среди населения старше 60 лет – 15 %.
2
Вместе с тем, в нашей стране постепенно возрастает тенденция отка-
за от интернета. В исследовательском проекте Всероссийского центра
изучения мнений (ВЦИОМ) выявлено, что в минувший год почти поло-
вина российских пользователей (47 %) сознательно ограничивали себе
доступ к интернету. Характерно, что чаще других к подобному «деток-
су» прибегали пользователи 18–24 лет (60 %), 25–34 лет (52 %) и 35–44
лет (54 %). Половина опрошенных не ограничивала себя в использо-
вании «глобальной сети». Примечательно, что отказ от использования
интернета не вызвал особенных ощущений у 82 % респондентов. Всего
10 % опрошенных признались в появлении подавленности и тревож-
ности, еще семь процентов почувствовали радость и расслабленность.
Уже в настоящее время примерно треть жителей России не пользу-
ются социальными сетями. Полное исчезновение интернета в дальней-
шем может кардинально изменить жизнь 13 % респондентов – этот по-
казатель вырос на 8 п. п. с 2017 г. Вопреки прогнозам экспертов, среди
молодых пользователей в возрастной группе 18–24 лет эта доля оказа-
лась самой высокой 34 %. Отключение интернета может существенно
изменить жизнь 42 %, «но они смогут приспособиться». Вместе с тем,
45 % отметили, жизнь без интернета ничего не изменит. Заметим, что
ранее доля таких реципиентов составляла 67%
3
.
Внимательный читатель мог заметить, что различные аналитические
1
Там же.
2
URL:http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat1/main/custom/0/text_
les/le/Пресса%202019%20для%20VIP_правка_end.pdf (дата обращения: 27.01.20).
3
URL: https://gipp.ru/news/tekhnologii-internet-it/molodezh-ustraivaet-tsifrovoy-detoks-
chashche-vzroslykh/ (дата обращения: 27.01.20).
9
Теория и практика современных СМИ
и социологические компании представляют фрагментарные данные,
которые порой невозможно представить в виде тенденций или законо-
мерных явлений. Авторы отраслевого доклада «Российская периоди-
ческая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2019
году» вынуждены признать, что, «достоверной государственной статисти-
ки в области полиграфии фактически нет.
В соответствии с кодом 18 ОКВЭД2 и ОКПД2, информация об объемах
производства, выполненных типографиями, формируется территориаль-
ными органами Росстата на основании формы статистической отчётности
П-1, которую обязаны представлять только крупные и средние полиграфи-
ческие предприятия, число которых на данный момент не превышает 1,5
тыс. единиц. При этом результаты деятельности небольших полиграфиче-
ских производств Росстатом не учитываются, хотя они сегодня генерируют
внушительные объёмы работ и услуг»
1
. По экспертным оценкам, в сфере
отечественной полиграфии ныне функционирует более 20 тыс. субъектов
рынка. В их числе и традиционные промышленные предприятия (типогра-
фии), и малые цифровые производства, и «гибридные» типографии, и мно-
гочисленные рекламные агентства, салоны печати, мини-типографии, вы-
деленные полиграфические производства в составе других предприятий.
Полиграфическая индустрия, главным показателем эффективности ра-
боты которой является общий годовой оборот, из-за потери отраслевого
статуса не имеет сводного статистического учета, необходимого для оцен-
ки динамики инвестиционной деятельности, консолидированного банка
данных о выработке и реализации возможных мер поддержки полиграфи-
ческого производства со стороны государства
2
. Об актуальности создания
единой универсальной системы измерения аудитории во всех средах медиа,
как о первостепенной задаче для отрасли, недавно высказался заместитель
руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин
3
.
При всех отмеченных изъянах статистических показателей и экспертных
оценок отрасли можно отметить, что за последние десятилетия в стране
сложилась мощная информационно-коммуникативная медиасистема. Те-
левидение, радио и новые медиа являются наиболее продвинутой частью
медиаотрасли, потому что электронные коммуникации в технологическом
отношении и влиянии на общество, являются локомотивом, способным
продвигать общество, экономические и социальные институты к переходу
на новые горизонты становления цифровой цивилизации.
Ключевые направления развития цифровой экономики напрямую со-
относятся с функциями и задачами медиаиндустрии. Например, одна
1
URL:http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat1/main/custom/0/text_
les/le/Пресса%202019%20для%20VIP_правка_end.pdf (дата обращения: 27.01.20).
2
Там же.
3
URL: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/dachnoe-telesmotrenie-
snizilo-tempy-umensheniya-vremeni-prosmotra-tv/?utm_source=newsletter&utm_
medium=email(дата обращения 17.02. 20).
Теория и практика современных СМИ
10
из задач, выдвинутых в Программе «Цифровая экономика», заключает-
ся в «формировании информационного пространства с учетом потреб-
ностей граждан и общества в получении качественных и достоверных
сведений», полностью совпадает с функциями отечественных СМИ.
В самом общем смысле функционирование медиа основано на отно-
шениях людей. На подобных основаниях в обществе знаний действует
и современная экономика. В отличие от прежних трактовок экономики
как отношения средств производства, фундаментом современной эко-
номики знаний являются отношения людей человеческий, символи-
ческий капитал. В свою очередь, одним из важнейших факторов произ-
водства символического капитала являются средства массовой инфор-
мации, информационно-коммуникативные медиасистемы.
Иначе говоря, определяя совокупность отношений, возникающих в
ходе производства символического капитала, влияющего на развитие
экономики знаний, медиа выступают в качестве ключевого фактора
цифровой цивилизации. В этой сложной логической цепочке взаимоза-
висимостей между символическим и человеческим капиталом, эконо-
микой знаний и развитием медиа заключен огромный и малоизученный
потенциал медиасоставляющей цифровой экономики, её системное
влияние на развитие общества и государства. Что, в свою очередь, ак-
туализирует проблему исследования современных медиа в контексте
продвижения к цифровой цивилизации. Развитие медиаиндустрии в
условиях цифровых преобразований сложная, многосоставная пробле-
ма, требующая основательного научного осмысления.
Опыт первых этапов перехода медиаотрасли на цифровые технологии
в сфере телевещания показал, что становление и развитие информаци-
онно-коммуникативных медиасистем в условиях цифровых трансфор-
маций сталкивается с существенными проблемами, объективными и
субъективными факторами и обстоятельствами. Во многом сложность
реализации проекта цифровизации обусловливалась его масштабно-
стью, техническими и технологическими инновациями, а в ряде случа-
ев уникальностью задач, которые пришлось решать в сжатые сроки. Но
вместе с тем, многие ошибочные решения можно было бы избежать,
при условии проведения обстоятельных предварительных научных ис-
следований.
Например, методы и формы, в которых был осуществлен переход на
цифровые форматы телевизионного вещания в нашей стране, вызва-
ли немало критических замечаний со стороны населения и телеради-
овещателей, а также структур управления и власти. Достаточно ска-
зать, что в ходе реализации Федеральной целевой программы (ФЦП)
«Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы» и
программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на
2009-2018 годы» было внесено более десяти кардинальных поправок,
причем последняя коррекция была предложена буквально накануне за-
11
Теория и практика современных СМИ
вершения перехода на «цифру» в октябре 2019 года.
Стоит напомнить, что переход на цифровые форматы вещания на-
чался с бодрого заявления заместителя министра Министерства циф-
рового развития, связи и массовых коммуникаций РФ А.К. Волина об
отключении аналогового вещания с первого января, когда телезрители
находились на новогодних каникулах. Правда, чиновник вскоре объ-
явил, что отключение аналогового телевидения будет проведено после
окончания новогодних праздников, с 14 января. Дальше больше. Глав-
ный реформатор отрасли заявил, что региональные телеканалы смо-
трят всего… восемь процентов населения и на этом основании надо
фактически покончить с местным вещанием. Справедливости ради
надо сказать, что цифра «восемь процентов» фигурировала в ежегод-
ном отраслевом докладе, откуда, похоже, и почерпнул её чиновник. Но
это результаты представлены агентством по продаже рекламы, которое
не проводит исследования в небольших городах и селениях, где про-
живает менее ста тысяч человек. Понятно, что в мегаполисах местные
новости не столь популярны.
Позже, уже осенью 2019 года были обнародованы данные офици-
ального медиаизмерителя «Mediascope», которые зафиксировали, что
интерес к местным новостям проявляют не менее 80 процентов населе-
ния. К слову сказать, похожая цифра была зафиксирована социологами
ВЦИОМа еще в 2012 году, на первоначальном этапе реализации Феде-
ральной целевой программы (ФЦП) «Развитие цифрового телерадио-
вещания в РФ на 2009-2015 годы». В отчете социологов сказано, что
98% россиян получают информацию из федеральных отечественных
телеканалов, в то время как 88 % населения обращаются за местной
информацией к передачам регионального телевидения
1
. Почему чинов-
ники и экспертный совет ведомства не воспользовались более досто-
верной информацией, остается загадкой.
Незамеченными оказались и результаты исследований регионального
телевидения, в которых отмечалось, что телезрители оценивают местные
новости как наиболее интересные и позитивные, в отличие от федеральных
телеканалов с их преобладанием криминала, агрессии и примитивных
шоу. Неизменные симпатии зрителей вызывают местные телепрограммы,
ориентированные на сохранение культурных ценностей и языка,
налаживание коммуникаций внутри сообществ, населяющих регионы.
В течение многих лет замминистра Минсвязи А.К. Волин, в служебную
обязанность которого входило обеспечение реализации ФЦП «Развитие
цифрового телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы» и программы
«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы»,
настойчиво требовал оплачивать местное вещание за счет своих средств,
уходить в кабельные сети или размещать региональные телепрограммы
1
Данные Всероссийского опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ 21-
22 апреля 2012 г.
Теория и практика современных СМИ
12
в интернете. И это вопреки сопротивлению руководителей местного
телевидения и очевидному факту, что региональные телекомпании
не располагают финансовыми возможностями для перехода в другие
среды вещания и далеко не везде имеются развитые кабельные сети и
интернет.
Отсутствие опоры на научные исследования, пренебрежение интере-
сами местных телекомпаний и населения, привело к тому, что переход
на «цифру» принес, по мнению руководителей регионального телеви-
дения, «гораздо больше отрицательного, чем даже сокращение ау-
дитории на 10-15 % (выделено мной. Е.Д.). Региональные каналы по-
ставлены в неравные условия с федеральными. Минсвязи искусствен-
но создало и обострило неравные условия для игроков медиарынка.
Все эти 20 общедоступных телеканалов нарушают антимонопольное
законодательство и здравый смысл: на одни каналы распространяется
must carry (обязательное бесплатное присутствие. – Е.Д.), а остальным
каналам, в первую очередь региональным, приходится вести сложные
и все дорожающие переговоры с каждым кабельным оператором в от-
дельности. Вся эта ситуация, в которой сейчас находятся региональные
телеканалы, ничего общего с цивилизованным рынком не имеет. Это
настоящая дискриминация регионального ТВ!». (выделено мной. –
Е.Д.)
1
.
Результаты экспертного опроса руководителей региональных теле-
компаний показали, что министерские методы проведения перехода на
цифровые форматы нарушают права телезрителей и самих телекомпа-
ний. Приведу наиболее типичный ответ эксперта А. Белянинова, гене-
рального директора ООО «Фор Медиа»
2
, который сказал: «На одном
из мероприятий господин Волин заявил, что главной целью министер-
ства является капитализация отрасли. Понятно, телевидение - это толь-
ко часть отрасли. Но что такое «врезки» в ОТР? Это дополнительная
финансовая нагрузка на федеральный бюджет. Более 700 миллионов
рублей будут вложены в техническое переоснащение канала. «Врезки»
не имеют экономической составляющей, потому что рекламы не будет.
<…> Эта работа также потребует дополнительного бюджета, только
теперь регионального. О какой капитализации отрасли здесь можно го-
ворить? О здоровой конкуренции, которая двигает рынок, говорить не
приходится вовсе. Одни каналы получили преференцию бесплатное
присутствие в кабеле и «врезки» в федеральный канал, другим – ниче-
го. Почему эти «врезки» не предоставляются другим каналам региона?
<…> На мой взгляд, проблема не в том, чтобы всем каналам раздать по
1
URL: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/article/eto-fak-
ticheskisegregatsiya-glavy-regionalnykh-telekanalov-ob-otklyuchenii-analoga/?utm_
source=newsletter&utm_medium=email (дата обращения: 27.01.20). .
2
Компания ООО «Фор Медиа» управляет региональными медиахолдингами в
Новосибирске, Нижнем Новгороде, Красноярске, Краснодаре, Иркутске, Братске,
Ачинске, Абакане.
13
Теория и практика современных СМИ
своей кнопке. Нужно отдавать себе отчет, что меняется финансовая мо-
дель бизнеса. <…> Как ее выстроить, чтобы канал был хотя бы в нуле,
никто не знает»
1
.
Как известно, незнание это отсутствие научно выверенного знания.
Не самым лучшим решением для региональных телекомпаний стало
также распоряжение Минсвязи РФ о размещении контента местных
телеканалов во «врезки» программ Общественного российского теле-
видения. До сих пор остается открытой проблема регионального веща-
ния на языках коренных народов и этносов. Не удалось создать третий
мультиплекс в целях кардинального решения проблемы телевещания
в регионах. До сих пор нет ясности и с моделями федеральных и ре-
гиональных телеканалов в их взаимодействии с аудиторией, особенно
с молодежью. Отмеченные здесь далеко не все существенные изъяны
перехода на цифровое телевидение отрасли убедительно показывают,
что реформирование телевизионной системы проводилось без необхо-
димого научного обоснования.
В отечественной медиаотрасли нет внятной, научно обоснованной
стратегии перспективного развития медиаиндустрии на среднесроч-
ный и дальнесрочный горизонты планирования. Ежегодные доклады
в лучшем случае фиксируют состояние отдельных элементов системы
медиаиндустрии, знакомят на уровне обзоров с практикой вещания в
других странах, которые не всегда можно применить в условиях на-
шей страны. Подготовкой отраслевых докладов занимаются, как пра-
вило, разные группы экспертов, не заботящиеся о единой методологии
и преемственности. И самое главное, отраслевые доклады не содержат
рекомендаций, полезных для управления отраслью и уж тем более не
разрабатывают прогнозы развития медиаиндустрии. Предлагаемые
разработки цифровых технологий либо слабо, либо никак не связаны с
удовлетворением информационных, духовных и культурных запросов
общества с содержательной наполненностью контента. На основе раз-
розненных сведений и противоречивой статистики не представляется
возможным проследить тенденции отрасли, и уж тем более выстроить
стратегию развития медиаиндустрии на перспективу.
Одним из аргументов перехода на цифровое телерадиовещание является
её встроенность в мировую систему, что требует состыковки, сопоставления
деятельности медиа различных стран. Как известно, в мире ведется анализ
программных структур телерадиовещания, учет выпуска полиграфической
продукции, публикуемый в статистических ежегодниках
2
. В отечественной
1
URL: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/article/eto-
fakticheskisegregatsiya-glavy-regionalnykh-telekanalov-ob-otklyuchenii-analoga/?utm_
source=newsletter&utm_medium=email (дата обращения: 27.01.20). .
2
См.: World communications. Paris. UNESCO; UNESCO Statistical Yb. Paris; BBC
Handbook. London; Deutschlandfunk Jb. Koln; Statistics on Radio and Television. Paris. UNES-
CO; The broadcast industry. N.Y.; The Mass Media: Guide to Communications Industry Trends.
N. Y. Опыт обобщения тенденций развития мировой медиаиндустрии на основе стати-
Теория и практика современных СМИ
14
медиаиндустрии пока не разработаны статистические показатели, по кото-
рым можно было бы анализировать тематико-жанровую определенность
телеканалов, делать выводы о тенденциях развития информационно-ком-
муникативной системы страны.
Ведомственные планы не синхронизированы с федеральными про-
граммами даже формально, по срокам их реализации. Отраслевое пла-
нирование ограничивается, как правило, пятилетним или даже трехлет-
ним сроком. В то время как федеральные программы рассчитываются
на более продолжительное время, с десятилетним и двадцатипятилет-
ним сроками прогнозирования. И самое главное, в медиаиндустрии
фактически отсутствуют стратегические разработки, мультивариант-
ные прогнозные сценарии ее развития в услових цифровых трансфор-
маций.
Это неудивительно, потому что ведомство не располагает специали-
зированным научным центром, который бы занимался экспертизой и
мониторингом деятельности предприятий отрасли, разработкой про-
гнозных сценариев развития медиаиндустрии. Единственное учрежде-
ние отрасли, которое, после соответствующего преобразования, могло
бы выполнять обозначенные научно-экспертные, прогнозные функции,
это Академия медиаиндустрии, в которой пока еще работают препода-
ватели и научные сотрудники, обладающие большим опытом, уникаль-
ными знаниями в сфере медиакоммуникаций и других знаний, необхо-
димых для дальнейшего развития медиаиндустрии.
Поскольку целью деятельности многообразных средств коммуника-
ций и медиаиндустрии в целом должно быть влияние на интеллектуаль-
ную, духовную составляющую развития общества, постольку одним
из фундаментальных направлений повышения квалификации кадров
медиаотрасли, должно стать повышение квалификации мыслительной
деятельности кадров медиаиндустрии. Например, в сфере журнали-
стики, представляется целесообразным не воспроизводить англо-сак-
сонскую модель медиа, а разрабатывать незаёмные, собственные под-
ходы к постижению и трансляции национальных культурных кодов на
основе богатых отечественных традиций. К сожалению, в современных
условиях безудержной погони за сенсациями и жаждой наживы с помо-
щью нескончаемого потока примитивных телесериалов и реалити-шоу
многие наработки в сфере изобразительно-выразительных ресурсов
экрана оказались неосвоенными и потому бездарно утраченными.
Перед журналистским образованием стоит задача уделить внимание
всем составляющим обучения студента будущего сотрудника совре-
стических показателей рассмотрен в следующих публикациях автора: Дугин Е.Я. Теле-
видение в зеркале международной статистики // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.:
«Искусство».1983; Дугин Е.Я. В зеркале мировой статистики современные тенденции
развития радиовещания // В диапазоне современности: Тенденции развития радио в со-
временном мирке. Сб. статей / Сост. В.П. Зверев, В.Н. Ружников; Вступ. Статья В.Н. Руж-
никова. М.: «Искусство». 1984.
15
Теория и практика современных СМИ
менной редакции СМИ. В некотором смысле вузам, и особенно, в сфе-
ре повышения квалификации, предстоит разработка учебных программ
и проектов, направленных на опережение медиарынка. В настоящее
время в медиаотрасли имеются весьма приблизительные представле-
ния о потребности в специалистах будущего, какие профессии отомрут
и какие появятся в связи с развитием информационно-цифровых техно-
логий. Равно как и нет точных сведений о профессиональном составе
работающих в настоящее время. Выполнение этих задач опять-таки не-
мыслимо без научно обоснованных прогнозов.
Для проведения исследовательской деятельности в целях экспертной
оценки и разработки прогнозов необходим государственный заказ, не
в меньшей степени, чем государственный заказ на переподготовку и
повышение квалификации кадров для медиаотрасли. В этих целях по-
требуется соотнесение актуальной тематики диссертационных работ с
потребностями отрасли и соответствующее финансирование. Иными
словами, нужна отраслевая наука, сосредоточенная в едином цен-
тре и напрямую ориентированная на научное обеспечение решения
проблем и задач, выдвигаемых перед медиаиндустрией. Предлага-
емый подход мог бы привнести в подготовку кадров высшей квали-
фикации и научное обеспечение отрасли столь необходимые качества
системности при решении производственных и управленческих задач.
Значительная часть научных исследований для нужд отрасли мог-
ла бы выполняться силами соискателей ученых степеней в диссерта-
ционных работах. В настоящее время аспиранты выполняют работы,
тематика которых либо далека от потребностей отрасли, либо по раз-
розненным проблематикам, которые впоследствии невозможно объ-
единить в виде системы научных знаний и рекомендаций для отрасли.
Перед поступлением в аспирантуру или на повышение квалификации
слушатели должны будут выбирать вместе с научным руководителем
темы, которые впоследствии, могут найти практическое применение в
отрасли, составляя, таким образом, инновационный потенциал медиа-
индустрии.
В разработке потенциальных научных исследований должна быть
повышена роль экспертных советов отрасли по аналогии с экспертны-
ми советами российского парламента. Например, в обеих палатах пар-
ламента каждый законопроект в обязательном порядке проходит экс-
пертную оценку, на которую выделяется соответствующее финансиро-
вание. Изменение роли экспертных советов при ведомствах потребует
пересмотра персонального состава независимых компетентных экспер-
тов. Можно ли говорить о независимости экспертизы, если, например,
в Минсвязи экспертный совет по региональному телевидению возглав-
ляет чиновник в ранге замминистра. Неудивительно, что методы, ко-
торыми проводилось отключение аналогового телевещания и переход
на цифровые форматы был проведен без учета интересов сообщества