Теория и практика современных СМИ
массовой коммуникации (СМК). Выполняя определенные коммуника-
ционные функции, характерные для печатной и аудиовизуальной прес-
сы, СМИ сами являются системой и на правах подсистемы входят в
систему СМК. Федеральный закон о СМИ под массовой информацией
понимает предназначенные «для неограниченного круга лиц печатные,
аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством
массовой информации понимается периодическое печатное издание,
сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма,
радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная
форма периодического распространения массовой информации под
постоянным наименованием (названием)…»1
Законодатель особо выделяет отличительные признаки средства
массовой информации: массовость, сообщения и материалы, форма
распространения информации; периодичность, постоянное
наименование (название), а также то, что СМИ производят и
распространяют различные виды сообщений и материалов: печатные,
аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Авторские блоги, анонимные сообщения и новости, наполняющие
интернет, как и многие другие информационные материалы, к СМИ
не относятся. Тем не менее, их массовость позволяет
классифицировать их как средство массовой коммуникации – СМК.
Создание в интернете гигантского количества сайтов, появление
нем публичных сервисов хранения данных и социальных сетей,
упрощение работы с ними, удешевление средств производства
информации, в том числе визуальной, развитие программных систем
обработки информации привело к росту информационных сообщений
и материалов, хранящихся на серверах интернета, а также к росту
доступа к ним. Среди хранящейся в интернете информации –
информация, произведенная в СМИ и СМК, оцифрованные тем или
иным способом книги, фильмы, сервисная информация, информация
социальных сетей, сообщения электронной почты, содержание
тематических и нишевых сайтов, рекламные сообщения, материалы,
связанные с наукой, обучением и производством, записи веб-камер и
многое другое. Процессы информационного обмена, производства,
накопления и потребления информации стали происходить
чрезвычайно быстрыми и всё ускоряющимися темпами.
Для понимания влияния на человека, различные социальные
институты, систему СМИ и общество в целом процессов
компьютеризации и цифровизации, интернета, очень важной является
статистика интернета и СМИ, общая картина динамики этой статистики.
Развитие интернета как массовой цифровой интерактивной
1ЗаконРФот27.12.1991№2124-1(ред.От01.03.2020)«Осредствахмассовойинформа-
ции». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=346768&
fld =134&d st=100007,0&rnd=0.06884406526783171#09349578890829264.
37