111
Как правило, в особый модельный тип социального государства вы-
деляют: а) скандинавскую модель (реализуемую в Дании, Норвегии,
Швеции и Финляндии), б) англосаксонскую модель социального госу-
дарства (Австралия, Великобритания, Ирландия, Канада и США), в)
континентальную (корпоративистскую) модель (используемую в
Австрии, Германии, Франции, Бельгии, Люксембурге, а также Нидер-
ландах, хотя последняя из названных стран адаптировала многие черты
нордической модели) и г) южноевропейскую (иначе - средиземномор-
скую) модель социального государства (Греция, Италия, Испания, Пор-
тугалия, Мальта, Кипр), присоединяя к ним «группу стран с социали-
стическим прошлым». К последним относятся страны Балтии и го-
сударства Центральной и Восточной Европы, где социальное государ-
ство, полагают исследователи, «находится на стадии концептуального
и институционального оформления»
1
. Используя политические крите-
рии, все эти модели можно охарактеризовать и как социал-демократи-
ческие, консервативные и либеральные типы социального государства,
которые в «чистом виде» существуют лишь в сознании теоретиков.
Бытует мнение, что Советский Союз был одним из первых социаль-
ных государств мира. Но это не так. Согласно нашему пониманию, при-
веденному в начале статьи, СССР не был социальным государством.
Поскольку в Советском Союзе фактически не было разделения ветвей
власти, не было классов, независимого гражданского общества и ры-
ночной экономики. Трудящиеся были отчуждены от собственности. Но
это не означало, что у недемократического однопартийного государства
не было социальной политики. Наоборот. Она была и была очень значи-
тельной. Но в СССР сложилась патерналистская модель социальной
политики в условиях этакратического общественного устройства, в
том числе, и устройства социальной сферы. Как отмечают исследова-
тели, последняя характеризовалась стратификацией иерархического
типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются
их местом в структуре власти и закрепляются в формальных рангах и
соотнесенных с ними привилегиях. К сегодняшнему дню это имеет пря-
мое отношение.
Современная Россия унаследовала и сохранила многие характеристи-
ки этакратического общественного устройства. В области пенсионного
страхования продолжает сохраняться стратификация иерархического
типа: согласно пенсионным законам, все население РФ поделено на два
лагеря. К первому принадлежат представители слабо защищенных со-
циальных слоев (инвалиды, дети-сироты, ветераны ВОВ, блокадники
и т.д.), а также госслужащие (военные, судьи, прокуроры, сотрудники
МВД, ФСИН, гражданские чиновники и др.). Для них предусматрива-
ется государственное пенсионное обеспечение, то есть регулярные вы-
1
Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее. / Отв. редактор Ю.Д.
Квашнин. М.: ИМЭМО РАН. 2016. С.8-21.