135
народ почти выиграл. Легковесный, «шапкозакидательский» тон мно-
гих корреспонденций, неверно ориентировавший читателя относитель-
но трудностей войны, был большой проблемой, которая не без труда
устранялась длительное время.
Действительно, в экстремальных условиях начавшейся войны «Со-
общения Совинформбюро» и рассказы из «Боевых эпизодов» зачастую
представляли собой причудливое сочетание реальных фактов и вымыс-
ла, подлинных событий и пропагандистских штампов. Происходило
это, видимо, в силу противоречивости задаваемых сверху партийных
установок, творческой неэффективности пропагандистских усилий
тогдашних идеологов, а может быть, и в силу инерции: в нашей по-
литико-воспитательной работе всегда было больше формализма, чем
здравого смысла. Положение журналистов усугублялось и «неотврати-
мым» указанием политического руководства: писать можно только о
том, что мобилизует людей на борьбу с врагом; ни в коем случае не
показывать картины отступления, эвакуации, беженцев, следы пораже-
ний в боях – словом, любой факт, свидетельствующий о наших воен-
ных неудачах, неуместен и вреден.
Тем не менее, неэффективная на начальном этапе войны пропаган-
дистская работа, и прежде всего газетная пропаганда, которая счита-
лась наиболее важным средством информационно-психологического
воздействия, достаточно быстро, что называется, на ходу, перестро-
илась и в целом смогла учитывать настроения, ожидания, иллюзии и
устремления советских людей на фронте и в тылу. Первостепенная за-
дача печати состояла в развенчании мифа о том, что «немцы непобеди-
мы». И газеты дали свой ответ – Красная Армия разобьет врага, победа
будет за нами.
С третьего военного номера, вышедшего 28 июня, формируется по-
стоянная структурная модель газеты. Выходя через день, газета име-
ла возможность использовать шпеки – готовый типографский набор
«Коммунара» с опубликованными накануне отдельными официаль-
ными материалами, что значительно сокращало время производства и
выпуска «Молодого коммунара». Материалы Совинформбюро – утрен-
ние, дневные и вечерние выпуски – занимают до полутора страниц и
вместе с «Боевыми эпизодами» размещаются на первых двух полосах
издания. Третья и четвертая полосы отданы местным материалам, пу-
бликуемым под «шапками» «Все силы на защиту Отечества!», «Всё для
фронта, всё для победы!». В качестве материалов подверстки четвертой
полосы служат международные новости ТАСС.
Движимые чувством патриотизма, тысячи юношей и девушек города
и области изъявляли желание добровольно вступать в ряды Красной
Армии. В военкоматы в одиночку, семьями, группами приходили до-
бровольцы с требованием немедленно направить их на фронт. «Моло-
дой коммунар» систематически помещал на своих страницах письма,