Медиаобразование
160
УДК 070:316.6
Интернет-проект, как феномен новых медиа и
ключ к подготовке профессиональных кадров
для современной журналистики
В.В. Новиков, руководитель «Школы юного журналиста» Московского центра образова-
ния школьников имени М.В. Ломоносова; novikov.valery1966@yandex.ru
В статье речь идет о феномене современных медиа – интернет-про-
ектах, которые в настоящее время претендуют на выделение их в
самостоятельный жанр, и возможно, – в отдельный вид журналистики.
Жанр в журналистике это форма организации журналистского тек-
ста, разновидность которого зависит от специфических структурно-
семантических признаков и функциональных задач. Если брать интер-
нет-проекты, то мы видим, как здесь переплетаются все виды новых
медиа и совершенно разные функциональные задачи, что ставит их
особняком в современной журналистике. Но они так же как и жанры
могут отличаться по стуктурно-семантическим признакам, подразде-
ляясь на информационные, аналитические, научно-познавательные и
исследовательские проекты. Одно из главных достоинств интернет-
проектов в том, что они позволяют пользователям получать полную
и разностороннюю информацию, а журналистам развивать мультиме-
дийные профессиональные качества, которые сегодня являются клю-
чом к успеху в журналистике.
Ключевые слова: интернет-проекты, викиномика, медиа, мульти-
медиа, информация, коммуникация, текст, интернет, технология,
пиринг.
В популярной на Западе и в России книге «Викиномика. Как мас-
совое сотрудничество изменяет все», речь идет о том, что сегодня на-
ступает эра Викиномики новой глобальной экономики, которая вы-
ходит за границы исторически сложившихся государств и обществ,
поскольку она основана на сетевом сотрудничестве, для которого нет
границ. Авторы – Дон Тапскотт и Энтони Уильямс – вводят новый тер-
мин, произошедший от слияния двух слов – «вики» и «экономика», где
Ви
́
ки (англ. wiki) веб-сайт, содержимое которого пользователи могут
самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых
самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в
текст производится с использованием вики-разметки. На базе перечис-
ленных принципов построена Википедия и другие проекты Викимедиа.
161
Медиаобразование
«Вследствие глубоких изменений в технологии, демографии, бизнесе,
экономике и мире в целом мы вступаем в новую эру, когда степень уча-
стия людей в экономике велика, как никогда раньше. Такая более вы-
сокая степень участия достигла очередной стадии, при которой новые
формы массового сотрудничества меняют процессы изобретения, про-
изводства, продвижения и дистрибьюции товара на всем глобальном
рынке. Такие изменения предоставляют любой компании или человеку,
вовлеченному в процесс, большие перспективные возможности. Наука
викиномики основана на четырех мощных новых идеях: открытости,
пиринге
1
, доступе и умении делиться, и глобальном характере деятель-
ности. Эти принципы заменяют собой прежние»
2
, так авторы харак-
теризуют новую технологическую эру, в которую все более твердой по-
ступью вступает человечество.
Глобальные тектонические изменения в мировой экономике привели к
тому, что производители стали собирать идеи и открытия в самых разных
странах, и то же самое происходит и с воплощением их в жизнь – открыть
производство можно в любой точке планеты и при этом использовать ин-
тернациональные рабочие и интеллектуальные ресурсы в неограниченном
количестве.
Один из ярких примеров возможностей современной экономики нахо-
дим на берегах Волги: то что не удалось в 1942 году армиям вермахта, с
успехом выполнили современные отечественные реформаторы в насто-
ящее время Cталинградский (Волгоградский) тракторный завод разрушен
практически полностью, осталось лишь одно небольшое административ-
ное здание в Тракторозаводском районе Волгограда. Но если вы позвоните
менеджерам и закажите любую технику из модельного ряда ВГТЗ – вам ее
довольно быстро соберут и доставят в любую точку мира. Но проследить
производственную цепочку будет довольно сложно.
В условиях викиномики мир становится производственной площадкой и
новые очаги массового производства возникают спонтанно в самых разных
точках планеты. И глухие, отдаленные от цивилизации места в одночасье
могут стать центром инноваций (все зависит лишь от инвестиционного
климата, налоговой политики и местного законодательства).
Но еще более масштабные перемены происходят в медиапространстве,
в котором идет стремительная трансформация самого понятия СМИ, по-
скольку популярные блогеры набирают за короткий срок миллионы под-
писчиков, а некоторые их ролики за сутки собирают десятки и сотни тысяч
просмотров, чем не могут похвастаться даже известные федеральные изда-
1
Пи
́
ринг (от англ. peering — соседство) — соглашение интернет-операторов об обме-
не трафиком между своими сетями, а также техническое взаимодействие, реализующее
данное соглашение: соединение сетей и обмен информацией о сетевых маршрутах по про-
токолу BGP.
2
Тапскотт Д. , Уильямс Э. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все.
BestBusinessBooks 2009 г.
Медиаобразование
162
ния
1
. Тем не менее, средства массовой информации в этом противостоянии
все-таки побили блоггеров, причем их же оружием взяв на вооружение
принципы мультимедийности и выйдя в интернет и социальные сети, веду-
щие федеральные СМИ прочно вышли в лидеры медиарынка.
В целом, в основе модификации современной системы СМИ лежат про-
цессы глобализации, дигитализации, диверсификации и конвергенции.
Цифровизация позволяет легко «транспортироваться» по любому каналу
электронной коммуникации. Глобализация обозначает общемировую тен-
денцию к безграничному расширению масштаба влияния всех видов со-
временных медиа. Диверсификация порождается в результате активного
участия потребителя в формировании информационного потока сообразно
индивидуальным потребностям. Конвергенция подразумевает взаимозави-
симость СМИ, медиатехнологий и потребителей информации.
Элфин Тоффлер отмечал, что «Информация становится новым массо-
вым продуктом, который распространяется по новым каналам. При этом,
формируется особое коммуникативное пространство инфосфера, которая
играет важную роль в развитии общества, добавляя «социальной системе
совершенно новый уровень коммуникации»
2
. Речь идет о том, что инфор-
мационная сфера, благодаря внедрению компьютерных технологий, де-
монстрирует повышение интерактивности средств массовой информации.
Именно компьютерные технологии привели к переходу на мультимедий-
ный формат, который сегодня и определяет новый уровень состояния СМИ
и в целом медиасреды, коммуникативного пространства.
Данный формат активно изучается и авторитетные авторы регулярно
дают ему свои определения сли дословно, то «мультимедиа от англ. multi
множественный и лат. media средства распространения информации,
средства аудиовизуальной информации). Довольно точно, с точки зрения
воздействия на пользователей, дает свое определение Тай Вон: «Мультиме-
диа это любая комбинация текста, изображения, звука, анимации и видео,
предоставленная вам с помощью компьютера или иного электронного или
цифрового устройства. Такая комбинация способна доставить вам богатые
ощущения. Когда вы соединяете вместе чувственные элементы мультиме-
диа ослепительные картинки и анимацию, впечатляющую музыку, виде-
оклипы, текстовую информацию, вы буквально электрифицируете мысли
людей и действующие центры их мозга»
3
.
Особенности образовательного
телекоммуникационного медиапроекта
Мультимедиа подарили нам множество новых видов подачи матери-
алов и информации. Одним из них стал интернет-проект. Этот формат
1
URL: https://www.znak.com/2017-06-06/11_populyarnyh_videoblogerov_russkogo_
youtube.
2
Toer A. The Third Wave. – Bantam Books, 1980.
3
Vaughan T. Multimedia: Making It Work. 8th ed. McGrawHill, 2010. P. 1.
163
Медиаобразование
привлекателен тем, что позволяет развивать молодым людям профес-
сиональные навыки будущего, которые, несомненно, будут востребо-
ванными в ХХI веке (и не только в сфере журналистики).
В основе образовательных технологий в настоящее время находится
телекоммуникационный медиапроект. В чем его кардинальное отличие
от предыдущих проектов и характерные особенности? По мнению про-
фессора Е.Я. Дугина, «все более ощутимые реалии информационного
общества, в основе которого лежит производство, потребление и рас-
пространение информации, выдвигают в качестве центральной про-
блемы научное познание социальных информационно-коммуникатив-
ных процессов»
1
. Под образовательным телекоммуникационным меди-
апроектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую
или игровую деятельность, организованную на основе компьютерной
телекоммуникации. Именно наличие партнеров, необходимость коор-
динации усилий, использование средств телекоммуникации (интернет-
ресурса), является главной отличительной чертой медиапроекта.
Медиапроекты можно классифицировать:
Название
медиапроек-
та
Краткое описание задач и
заданий медиапроекта
Профессиональные навыки,
приобретаемые в ходе
реализации медиапроекта
«Диалог
поколений»
Участники берут интервью у
известных журналистов, писа-
телей, ученых. По итогам ин-
тервью монтируют видеосю-
жеты, редактируют текстовые
варианты интервью, пишут по-
сты в социальных сетях.
Журналист, аналитик, режиссер,
редактор, монтажер.
1
Дугин Е.Я. Методологический поворот исследований информационно-коммуникатив-
ных систем и журналистика // Журналист. Социальные коммуникации. 2015. 3-4
Медиаобразование
164
«Прогулки
по Москве»
Необходимо разработать ори-
гинальный маршрут по столи-
це и провести экскурсию для
своих друзей с подробным рас-
сказом о всех достопримеча-
тельностях. Смонтированный
видеоотчет выкладывается в
социальных сетях и специали-
зированных сайтах.
Ученый географ, ученый-
историк, экскурсовод, фотограф
и оператор, веб-мастер.
«Туристи-
ческие
тропы
России»
Необходимо разработать ори-
гинальный маршрут по Рос-
сии и провести экскурсию для
своих друзей с подробным рас-
сказом о всех достопримеча-
тельностях. Смонтированный
видеоотчет выкладывается в
социальных сетях
Ученый – географ, ученый-
историк, экскурсовод, фотограф
и оператор, веб-мастер.
«Великие
люди
России»
Участник выбирает выдающу-
юся историческую личность и
собирает необходимую инфор-
мацию для написания полно-
ценного эссе и монтажа виде-
оклипа. Написанный текст и
смонтированный клип выкла-
дывается в социальных сетях
и на специализированных сай-
тах.
Историк-исследователь,
аналитик, журналист,
пропагандист.
165
Медиаобразование
«Мой медиа-
проект»
Участник разрабатывает про-
ект новых СМИ. Пишет кон-
цепцию СМИ, определяет вид,
функции, основы редакцион-
ной политики. Определяет це-
левую аудиторию и основные
темы.
Главный редактор, журналист,
режиссер, SММ-специалист
Каждый ученик Школы юного журналиста составляет свой план
работы над медиапроектом, выстраивая, таким образом, индивиду-
альную образовательную траекторию. Планы корректируются вместе
с руководителем проекта. По окончанию работы над медиапроектами
все участники пишут анализ своей работы, отмечая трудности и пути
их преодоления.
В ходе работы учащихся в телекоммуникационных проектах достига-
ется ряд положительных результатов: осуществляется предпрофильная
подготовка старшеклассников и приобретение необходимых в будущем
профессиональных навыков и компетенций. Но самое главное, что в
ходе выполнения исследовательских заданий медиапроектов у учащих-
ся формируется индивидуальный опыт творческой деятельности.
Умение разрабатывать и создавать собственные медиапроекты не-
обычайно сильно привлекает современную молодежь, подростков и
детей младшего возраста. И здесь ни в коем случае нельзя смотреть на
этот процесс со стороны. Очень важно это желание направить в нужное
русло, подсказать верное направление движения и снабдить необходи-
мыми инструментами для успешной реализации проекта. Тогда можно
добиться положительных результатов в формировании профессиональ-
ных навыков будущего у подрастающего поколения, а также достичь
определенных успехов в формировании нового человека с высокой
гражданской позицией, что является одним из главных условий при
создании новых электронных СМИ, отвечающим реальным задачам и
потребностям нашего общества.
Литература:
• Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Москов-
ского психолого-социального института. Воронеж: Издательство
НПО “МОДЭК”. 2002.
• Дугин Е.Я. Методологический поворот исследований информа-
ционно-коммуникативных систем и журналистика // Журналист.
Социальные коммуникации. 2015. № 3–4.
• Иноземцев В.Л. Воссоздание индустриального мира. Контуры но-
вого глобального устройства // Россия в глобальной политике. М.:
2011. Т. 9. № 6. С. 88 – 92.
Медиаобразование
166
• Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е издание. ООО издатель-
ство «Питер». 2014.
• Тапскотт Д. , Уильямс Э. Викиномика. Как массовое сотрудниче-
ство изменяет все. BestBusinessBooks. 2009.
• Распопина И.А. Российская интернет-журналистика: история ста-
новления и характеристика современного состояния // Вопросы
теории и практики журналистики. – 2013. № 1. С. 208–214.
• Toer A. The Third Wave. Bantam Books, 1980.
• Vaughan T. Multimedia: Making It Work. 8th ed. McGrawHill, 2010.
P. 1.
Поступила в редакцию 18 января 2020 года.