Теория и практика современных СМИ
20
УДК 19.41.41


А.Р. Котаева, преподаватель кафедры русского языка и литературы Юго-Осетинского
государственного университета, аспирант кафедры теории и истории журналистики
филологического факультета Российского университета дружбы народов; e-mail: alena-
kotaeva@mail.ru.
Медиаконвергенция процесс в современной медиаиндустрии, начав-
шийся во второй половине 1990-х годов, когда СМИ стали создавать
свои интернет-версии, связан с техническими достижениями в об-
ласти передачи и хранения информации и приводит к слиянию ранее
различных СМИ (на базе интернет-платформы и (или) конвергентной
редакции), отделов и подразделений медиакомпании с целью совмест-
ного производства контента и тиражирования его на разных медиа-
платформах. Этот процесс привел к появлению новых видов СМИ, но-
вых форм предоставления контента.
Ключевые слова: трансформация жанров, медиаконвергенция, ме-
диатекст, журналистика, реклама и PR.
В начале XXI столетия журналистика как система видов профессиональ-
ной деятельности, совокупность профессий и научных дисциплин пере-
живает серьезную трансформацию. На подготовку журналистских кадров
начинают «оказывать влияние изменения, обусловленные глобализацией,
интеграцией и внедрением современных технологий»
1
. С развитием про-
цесса медиаконвергенции встает вопрос о новых принципах работы, новых
требованиях к журналистам. «В начале XXI века возникает необходимость
пересмотра ряда теоретических основ, практических методов журналист-
ской деятельности. Подготовка кадров новой формации строится на осво-
ении универсальных профессиональных навыков для работы в разных ме-
дийных средах»
2
. Под «кадрами новой информации» теоретики часто по-
нимают конвергентного журналиста, который должен уметь готовить
материалы для разных СМИ.
За небольшой период времени (примерно с 1995 г. по 2010 г.), осо-
бенно в сравнении с развитием журналистики в XIX-XX вв., появляется
1
Фатеева И.А. Филологические аспекты журналисткой деятельности и журналист-
ского образования в России и США // Вестник Челябинского государственного универси-
тета. 2007 № 8. С. 103.
2
Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой
среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачев-
ского. 2011. № 5. С. 287.
21
Теория и практика современных СМИ
множество новых журналистских специализаций (редактор интернет-
версии (web-ed?itor), мобильный журналист (mobile Journalist, mojo),
рюкзачный журналист (back-sack jou?rnalist) и др.); вырабатываются
инновационные компетенции
1
(умение мыслить мультимедийно, т.е.
понимание того, какая медиаплатформа предпочтительнее для распро-
странения определенного контента; умение создавать мультимедийный
контент; обладание навыком работы с пользовательским контентом
(UGC), знание того, как привлечь аудиторию к производству контента
и многие другие навыки и умения).
В это же время (примерно с 1995 по 2010 г.) возникают и совершенно
новые дисциплины, учебные программы в мировых и отечественных
школах журналистики («Интернет-журналистика», «Конвергентная
журналистика», «Мультимедийная журналистика» и др. В зарубежных
ВУЗах сегодня набирает популярность новая специализация, а в СМИ
появляется новая должность content strategist человек, который
понимает, какой контент и каким образом потребляет аудитория кон-
кретного ресурса
2
). Одновременно в зарубежных и отечественных ме-
диакомпаниях внедряются различные тренинговые программы с целью
адаптации журналистов в новой медийной среде.
В течение 5–7 лет происходит и серьезная трансформация журна-
листских жанров. Основные виды СМИ развивались как самостоятель-
ные и самодостаточные единицы, со своим жанровым своеобразием и
особенностями в создании и распространении контента. Но в условиях
процесса медиаконвергенции менее чем за одно десятилетие произо-
шло стирание границ между ранее различными СМИ, появились совер-
шенно новые формы предоставления контента, возникли новые жан-
ры интернет-журналистики (блог, мультимедийная статья, текстовая
онлайн-трансляция, лонгрид, и др.); произошло взаимопроникновение
жанров. Как отмечает И. Кирия, «в результате сочленения различных
медиаплатформ (печатных СМИ с телевизионными на базе интернет-
порталов) жанры, ранее свойственные какой-либо одной медиаплат-
форме, проникают и ассимилируются с другими (например, возникло
понятие «интернет-колонка»)»
3
. Д.А. Устюжанина говорит о появлении
жанра Twitter-репортажа, родившегося «на стыке журналистики и со-
циальных медиа»
4
.
В то же время некоторые жанры, такие как очерк, фельетон, памфлет
полностью исчезли в интернете. Другие жанры, например, интервью,
1
Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Ме-
диаскоп. Электронный научный журнал, 2011. № 3.
2
Интервью автора с Тиной Бережной, советником генерального директора по инфор-
мационным технологиям. Телеканал RT («Russia Today»). 05.11.2015.
3
Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в
мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М.: 2010. С. 17.
4
Устюжанина Д.А. Трансформация жанра репортажа под влиянием социальных ме-
диа // Журналист. 2012. №2. С. 117.
Теория и практика современных СМИ
22
трансформируются. Интервью на сайте становится короче (не более
4-6 тыс. знаков), динамичнее: короткие вопросы и точные ответы. Пе-
рестают пользоваться спросом тексты на тему экономики и политики,
предполагающие системное рассуждение. Людей все больше интере-
сует информация прикладного характера, поэтому набирают популяр-
ность материалы-подборки различных советов.
Практики и теоретики СМИ отмечают, что в условиях рыночной
экономики средства массовой информации стали восприниматься их
владельцами как инструмент для достижения своих целей, прежде все-
го, как инструмент для получения прибыли. По мнению В. Шушкина,
шеф-редактора сайта aif.ru, журналистам сегодня «приходится балан-
сировать между контентом для трафика и контентом нужным и важ-
ным. Это требование времени большинство СМИ сейчас являются
коммерческими компаниями. Естественно, они живут по законам рын-
ка и, если у интернет-СМИ будут низкие показатели посещаемости, это
точно так же отразится и на бизнес-показателях»
1
.
В условиях конвергенции традиционные средства массовой инфор-
мации испытывают конкуренцию со стороны новых медиа. Как отмеча-
ет Е.Л. Вартанова, в наше время именно «пользователи, имея огромный
выбор источников медиаконтента, принимают на себя одну из важней-
ших функций журналиста – формирование информационной повестки
дня»
2
.
Известный российский журналист А. Мирошниченко говорит о та-
ком современном явлении, как «взрывной рост авторства»
3
. Это явле-
ние связано с тем, что у огромного количества людей появилась воз-
можность публиковать контент без всяких ограничений, в то время как
еще в недавнем прошлом авторам нужен был доступ к типографии, из-
дательству или разрешение властей.
Поэтому, по образному выражению Мирошниченко, контент сегод-
ня стал использоваться, как «приманка», чтобы собрать аудиторию на
свою площадку
4
. А что собой представляет сама аудитория? Как отме-
чают эксперты Центра исследований группы РИА Новости, «нынешние
СМИ уже имеют дело не с традиционным потребителем информации,
1
Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif.ru. 29. 05.
2015.
2
Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М.: 2009. С. 21.
3
Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях медиаконверген-
ции // Медиаконвергенция, которая изменила мир? / Сборник статей к открытой сессии
по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М.: 2014. URL: http://www.slideshare.net/
mkornev/ss-33893336. С. 63.
4
Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях медиаконверген-
ции // Медиаконвергенция, которая изменила мир? / Сборник статей к открытой сессии
по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М.:2014. URL: http://www.slideshare.net/
mkornev/ss-33893336.
23
Теория и практика современных СМИ
а с поколением «цифры» и медийного «фастфуда»
1
. Так называемое
поколение «цифры» это люди с клиповым мышлением, привыкшие
потреблять разнообразный мультимедийный контент на разных меди-
аплатформах, они не задерживаются долго на каком-то одном источ-
нике информации. И, что важно, люди с клиповым мышлением уже
приучены к тому, что прочитанным, увиденным или услышанным надо
поделиться в соцсетях. Понятно, что СМИ сегодня адаптируют свой
«контент-приманку» под запросы потребителей информации.
Процесс конвергенции СМИ, напрямую связанный с очень бурным
развитием новых информационных технологий, привел к серьезному
падению моральных норм и принципов журналистики. С одной сто-
роны, технический прогресс, и в частности, технологии производства
и распространения информации, всегда способствовали общественно-
му прогрессу, увеличивали способность человека обрабатывать и со-
хранять знания, помогали развитию медиаиндустрии. Так, например,
изобретение телеграфа в первой половине XIX в. увеличило скорость
передачи новостей, а появление линотипов, рулонных и плоскопечат-
ных машин, пишущих машинок ускорило процесс производства газет.
Однако, с другой стороны, технический прогресс всегда опережал
морально-духовное развитие человека
2
. Сегодня, когда технологии раз-
виваются особенно стремительно, налицо резкое снижение морального
облика человека, а СМИ играют в этом далеко не последнюю роль.
В этой связи можно говорить о трансформации журналистики как
общественного института, призванного выполнять такую важную
функцию, как формирование ценностно-нормативных ориентиров об-
щественного сознания. Конвергенцию же некоторые эксперты прямо
называют перефокусировкой основной системы норм на новые систе-
мы ценностей
3
, которые связаны с резким снижением интереса аудито-
рии к классическим образцам культуры.
Именно поэтому сегодня функция формирования ценностно-норма-
тивных принципов все чаще стала приноситься в жертву в погоне за
большим количеством кликов и лайков под статьей на сайте, ведь от
их числа нередко зависит и гонорар журналиста. Например, в «Новой
газете» еще с 2012 г. для всех форматов предоставления информации
на сайте (новостные материалы, статьи, видео-, фотоматериалы) пред-
усмотрены различные гонорары. Они рассчитываются исходя из коли-
чества просмотров. Например, новость стоит 200 руб. Эта сумма умно-
1
Тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России // Центр исследова-
ний группы РИА Новости, 2013. С. 9.
2
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: 2000.
3
Гусейнов Г. Протомедиаконвергенция на закате СССР // Медиаконвергенция, которая
изменила мир? / Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С.
Корнева. М.: 2014. С. 29-37. URL: http:// www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
Теория и практика современных СМИ
24
жается на КПД количества просмотров
1
.
Важной особенностью современного медиадискурса признается
процесс диффузии жанровых форм и их конвергенции – появления но-
вых интегрированных жанров инфотейнмента (англ. infortainment от
information - информация и entertainment - развлечения), эдютейнмен-
та (education обучение, entertainment развлечение), historytainment
(история + развлечение) и других. Многие ученые: А.А. Грабельников,
Л.Е. Кройчик, Т. Репкова, Л.М. Майданова и С.О. Калганова, А.А. Тер-
тычный и другие предлагают современные классификации жанро-
вых разновидностей журналистских текстов. Особенно интересной
представляется классификация А.А. Тертычного, который перечисля-
ет ряд факторов, благодаря которым советские жанры журналистики
трансформировались в современную российскую жанровую палитру
(становление рыночных отношений в России, процесс глобализации и
проникновение западных СМИ на информационный рынок России – в
начале XXI века, снижение статуса журналистики в российском обще-
стве, снижение профессионализма журналистов, изменение предмет-
но-тематического поля СМИ, пропаганда жанровых форм западной
журналистики в ходе обучения журналистов, формирование стереоти-
пов информационных ожиданий аудитории)
2
.
Термин «медиатекст» возник в 90-х гг. XX века в англоязычной на-
учной литературе. Медиатекст можно определить как динамическую
сложную единицу высшего порядка, посредством которой осущест-
вляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций. Термин
медиатекст является гиперонимом (родовым обозначением) ряда пред-
шествующих терминов: журналистский текст, PR-текст, публицистиче-
ский текст, газетный текст, теле- и радиотекст, рекламный текст, текст
интернет-СМИ и т.д. Три основных сферы функционирования медиа-
текста журналистика, PR и реклама. Это свидетельствует о том, что
если раньше мы говорили об информационных, аналитических, лите-
ратурно-художественных жанрах журналистики, то теперь под влияни-
ем современных процессов жанровая структура преобразуется и воз-
никают три группы жанров медиатекста: журналистские, рекламные
и PR-тексты, внутри которых функционируют их жанровые разновид-
ности. То есть процессы интеграции, трансформации и конвергенции
происходят не только в границах журналистики, но и на стыке журна-
листики, рекламы и PR
3
.
Таким образом, можно сказать, что все разновидности жанров, по-
1
Интервью автора с Константином Полесковым, главным редактором сайта
novayagazeta.ru. 16. 06. 2015.
2
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.:Аспект-пресс. 2004.
3
Базанова А.Е., Трофимова Г.Н., Уразова С.Л., Гишкаева Л.Н. / трансформация жан-
ровой структуры медиатекста в современном медиаобразовании: статья в сборнике трудов
конференции. 2017. С. 189-198.
25
Теория и практика современных СМИ
падающих в медиасреду, приобретают схожие черты и начинают отвечать
сходным медийным требованиям, превращаясь в элементы глобального
медиатекста. Трансформируясь в медиатекст, традиционные журналист-
ские жанры в России сегодня расширяют свои возможности, вбирая в себя
характеристики журналистского, рекламного и PR-текста, поскольку около
80 % контента СМИ так или иначе связаны с исполнением заказа клиен-
тов (рекламных служб и PR-структур). Тенденция находит отражение и в
жанровом разнообразии, а от современного журналиста эта система требу-
ет освоения всех жанров и форматов медиатекста, поскольку медиатекст
это весь контент СМИ, состоящий из журналистских, рекламных, PR-
материалов, фотоматериалов, инфографики, видео, аудиофайлов, анима-
ции, графических элементов и т. д.
Жанровые характеристики рекламного текста мало изучены. В настоя-
щее время выделяют лишь один собственно рекламный жанр объявление,
переданное в устном или письменном виде через средства массовой ин-
формации краткое сообщение автора адресату о каком-либо факте, который
имел, имеет или будет иметь место в действительности, с целью побудить
адресата к каким-либо действиям. Рекламные объявления бывают трех ви-
дов: информационные (содержат только вербальные информативно-ориен-
тирующие компоненты), воздействующие (помимо информативно-ориен-
тирующих компонентов, содержат коммуникативно-призывающие элемен-
ты) и комбинированные (содержат признаки первых двух).
PR-текст и система его жанров еще не имеет полного научного описа-
ния ни в современной российской теории связей, ни в работах зарубежных
ученых. Системное лингвистическое описание жанров PR-текста впервые
было предложено филологом А.Д. Кривоносовым
4
. Он выделяет группы
жанров в зависимости от целевой аудитории: внутренние ункциониру-
ющие в рамках организации) и внешние (рассчитанные на другие целевые
аудитории и на широкую общественность) тексты; по каналу распростра-
нения: первичные тексты (исходящие от базисного субъекта PR, которые
журналисты используют в качестве источника информации для создания
собственных публикаций пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист
вопросов-ответов, факт-лист, биография, байлайнер, письмо, поздравле-
ние, заявление для СМИ, пресс-кит, брошюра, проспект, буклет, листовка)
и вторичные оторые в готовом виде распространяются в СМИ, медиа-
тексты имиджевая статья, имиджевое интервью и кейс-стори). PR-текст
является разновидностью текстов массовой коммуникации. Важнейшим
направлением PR считается медиарилейшнз, которое занимается вопроса-
ми донесения информации до нужной аудитории через СМИ или пресс-
службы, которые являются компонентом массовой коммуникации. PR-
текст, опосредованный через СМИ, имеет функции текстов МК.
Одной из технологических функций PR признается функция массовой
4
Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. 2-е изд., доп.
СПб.: «Петербургское Востоковедение». 2002.
Теория и практика современных СМИ
26
коммуникации. Разделение PR-текстов на первичные и вторичные не абсо-
лютно – и первичные тексты могут распространяться в СМИ, но для вто-
ричных функционирование в системе массмедиа является основным, кон-
ституирующим признаком; по сложности простые и комбинированные
тексты (состоящие из простых). Кроме того, существуют еще комбиниро-
ванные тексты, например, ньюслеттер орпоративное издание).
Проблемы креативного подхода к созданию и понимаю текста занима-
ют многих современных исследователей. Им посвящают свои труды Т.А.
Гридина, В.З. Санников, Е.Н. Ремчукова и др. В концепции О.А. Крыло-
вой творческие типы текстов разделяются на тексты с образным задани-
ем и тексты с креативным заданием. По мнению исследователя, образное
задание присуще художественным текстам, выполняющим эстетическую
функцию и обладающим подлинно художественной образностью в ши-
роком смысле, создаваемой всей системой языковых средств. Креативное
задание свойственно, считает Крылова, текстам рекламным, газетно-пу-
блицистическим, церковно-религиозным, научно-популярным и разговор-
ным, авторы которых используют тропы, фигуры речи, языковую игру и
другие специальные приемы, реализующие креативный потенциал языко-
вых средств без реализации эстетической функции и той многопланово-
сти, которая характеризует художественное слово
1
. В лонгриде в силу его
многоуровневого подхода к осмыслению и представлению события совме-
щаются оба творческих типа текстов, что придает этому формату свойства
художественности и эстетичности, но не лишает его художественной праг-
матичной направленности.
Ярким примером такого лонгрида может являться материал из online-
версии глянцевого журнала «Cosmopolitan», где рассказывается о ред-
ком совместном интервью Анжелины Джоли и Брэда Питта, которое
было дано героями в преддверии кинопремьеры «Лазурный берег»:
«Анжелина Джоли и Брэд Питт дали редкое совместное интервью»
2
.
Данная публикация включает в себя: повествование (краткий пере-
сказ) о главных темах беседы, фото, непосредственно снятые во время
интервью, слайд-шоу архивных фотографий голливудских звезд, слайд-
шоу стоп-кадров будущего фильма, а также видеоматериал трейлер
работы знаменитой пары. Текст наполнен активными гиперссылками
(они могут дать читателю более подробную информацию по тому или
иному вопросу, если он не был осведомлен ранее). Гипертекст является
наиболее универсальным способом представления и организации, по-
скольку структурирует текстовую информацию и увязывает её с нетек-
стовыми материалами.
Как справедливо отмечает В.М. Березин, «иллюстрирование ныне
1
Крылова О.А. Образность и тексты с креативным заданием // Научные доклады выс-
шей школы. Филологические науки. 2013. №3. С.22.
2 URL:https://www.cosmo.ru/stars/news/02-11-2015/andzhelina-dzholi-i-bred-pitt-dali-
redkoe-sovmestnoe-intervyu/.
27
Теория и практика современных СМИ
все шире становится элементом текстообразования. Уровень интегри-
рованности всех изобразительных средств, равно как и других зна-
ковых образований, в единое текстуальное пространство печатных и
электронных изданий весьма высок»
1
. Содержательное равенство вер-
бальных и невербальных компонентов лонгрида, который заключает в
себе все существующие выразительные возможности журналистики,
создается посредством самых современных информационных техно-
логий, повышая ценность и действенность информации для современ-
ной активной аудитории. Например: «Ди Каприо извинился перед Леди
Гагой»
2
.
Данный материал содержит также в себе текст и фотографии, вер-
бальные и невербальные компоненты, связанные по смыслу между
собой. Как уже было замечено ранее, благодаря применению в подоб-
ных материалах одновременного воздействия графической/аудио (зву-
ковой) и визуальной информации эти средства становятся большим
эмоциональным стимулом воздействия. В материале представлены
следующие элементы лонгрида: слайд-шоу фото (из сети интернет и
официального фотоотчета мероприятия); текст с гиперссылками (для
полноты информации, с отсылкой на дополнительные факты о произо-
шедшем). В данном лонгриде возможен интерактив: читатели имеют
право свободно делиться своими эмоциями и комментировать матери-
ал после прочтения. Предоставление интерактивности является одним
из наиболее значимых преимуществ цифровых медиа по сравнению с
другими средствами предоставления информации. Интерактивность
подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запро-
сы пользователя и позволяет управлять представлением информации.
Сегодня аудитория предпочтет обычной газетной заметке такой ма-
териал, где акценты выделены жирным шрифтом, прост интерфейс и
можно мгновенно перейти по ссылкам за дополнительной информаци-
ей, которая дана в полном объеме, воздействуя на массовое восприятие.
Эффективность и необходимость реализации мультимедийной статьи
для любой конвергентной редакции очевидна. В этом и заключается
актуальность мультимедийной журналистики.
Также еще одним преимуществом использования невербальных
средств является возможность приближения любого фото с помощью
функции «лупы». Как правило, чем более разнообразен интерфейс лон-
грида, тем большим спросом (и интересом) он пользуется, несмотря на
то, что текстовая информация здесь занимает меньше половины всего
объема статьи. Неоспоримо, что основа любого лонгрида вербальный
текст, призванный информировать, но невербальные компоненты чаще
«перетягивают» на себя внимание и аудитория не читает, а «смотрит»
текст, что вполне объяснимо в век технического производства. Сегодня
1
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: 2003. С. 163 .
2
URL: http://www.woman.ru/psycho/medley6/article/170803/.
Теория и практика современных СМИ
28
происходит качественное преобразование основной единицы коммуни-
кации – текста. Изображение уже не просто иллюстрирует вербальный
текст, а включается в его семантику. Например, мультимедийная исто-
рия «Топ-10 событий в 2015 году по версии Евы.Ру»
1
.
В тексте, как неотъемлемая часть лонгрида, представлены активные
гиперссылки, основная идея которых заключается в концепции авто-
матически поддерживаемых связей между различными фрагментами
информации. Это упрощает работу с информацией, а также значи-
тельно сокращает время, нежели если бы мы работали с привычными
новостными заметками. Соответственно, соблюдается еще одно пре-
имущество лонгрида возможность режиссировать свою навигацию
по сюжету. Интересно, что в графической составляющей присутствует
карикатура.
Несмотря на то, что, как принято считать, в конвергентной журнали-
стике понятие жанра размыто, поскольку жесткие ограничения и пра-
вила построения лонгрида отсутствуют (автору дана свобода выбора
добавить в материал видео или фото, слайд-шоу или анимацию, в
зависимости от первоначальной задумки), все же условно можно клас-
сифицировать хотя бы частные невербальные компоненты (например,
иллюстрация) в зависимости от верстки: статичная иллюстрация (от-
ражает происходящее, дополняет информацию, формирует визуаль-
ный ряд), фотогалерея (фотоподборка по теме в статике), слайд-шоу
динамике). Исходя из этой систематизации, можно сказать, что в
представленной статье использованы не все платформы мультимедий-
ности: отсутствует слайд-шоу, но это компенсируется обилием фото. В
дополнение к зрелищности добавляется и видео. Все это доказывает,
что мультимедийный жанр новый жанр журналистики, в основе кото-
рого лежит, прежде всего, мультимедийная информация (фото, видео,
аудио).
В конце статьи читателю предлагается список тегов, по которым дан-
ную статью будет легко найти в интернете – новая в этом смысле отли-
чительная особенность лонгрида. Этот, на первый взгляд, незначитель-
ный нюанс, на самом деле является важным (наравне с интерактивно-
стью) залогом успеха просматриваемости конкретной статьи. Именно
так можно отследить количество «кликов» на данный материал, а затем
и промониторить популярность портала в целом. Такая обратная связь
серьезно упрощает процесс зондирования интересов читателей.
В лонгриде гораздо сильнее представлено игровое начало за счет
гипертекстуальной структуризации. Игра имеет огромное значение в
жизни человечества. Так, Д.Б. Эльконин называет игру «арифметикой
социальных отношений»
2
, а М.Ф. Стронин уточняет, что «игра это вид де-
1
URL: https://eva.ru/travel/weekends/read-top-10-sobytij-v-2015-godu-po-versii-evy-
ru-28833.htm.
2
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978. С. 114.
29
Теория и практика современных СМИ
ятельности в условиях опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением»
1
.
Смещение акцента в сторону игровой развлекательности, обусловлен-
ное психологическими особенностями интернет-аудитории, существенно
меняет жанровые характеристики, иерархию функций, что ведет к поиску
нового определения и нового названия жанра.
Например: «Земля отчуждения»
2
в сетевой версии газеты «Коммер-
сантъ». Данный лонгрид посвящен теме аварии на Чернобыльской АЭС,
которая раскрывается через все способы предоставления информации: ви-
зуальный, вербальный и аудиальный, благодаря чему публикация получает
возможность мощного воздействия на аудиторию. В материале приводит-
ся обширный фактический материал, яркие выразительные фотографии, а
вербальный текст насыщен образными значениями. Просмотр публикации
сопровождается аудиорядом из соответствующих шумов, звучания при-
родных явлений, а также фрагментов воспоминаний очевидцев. В составе
материала – видеосюжеты, фотогалерея, инфографика, аудиоиллюстрации
и 3D-изображения. Изобразительные компоненты размещены последова-
тельно, по мере развертывания.
Таким образом, журналистское речевое употребление особенно актуа-
лизирует креативные возможности языка, так как журналисты находятся
в постоянном поиске наиболее точных слов и определений для выражения
смыслов и воздействия на массовую аудиторию.
Эффект воздействия лонгрида существенно усиливается и переводит
проблемы восприятия на более глубокий уровень, на котором происходит
не просто получение информации о событии, а усвоение по-разному зако-
дированных смыслов сообщения.
Можно утверждать, что прежняя жанровая классификация устарела и
требует корректировки в соответствии с теми процессами, которые проис-
ходят на наших глазах. Процесс «пересмотра» жанровых границ привел к
тому, что некоторые жанры – отчет, интервью, корреспонденция, репортаж
перестали жестко описываться только как информационные или аналити-
ческие. Одновременно произошла переоценка жанровых ценностей: одни
жанры практически ушли их СМК (очерк, фельетон, передовая статья, об-
зор печати), другие, напротив, усилили свое присутствие (интервью, ком-
ментарий, эссе). Приметой медиатекстов в СМК стали пиаровские и ре-
кламные тексты.
Глобальное расширение коммуникационного пространства в связи с раз-
витием новых информационных технологий (сети Интернет, в частности)
создало естественные предпосылки для унификации жанров. Потребность
обусловлена и созданием оригинальных медиаформ в связи с интенсивным
формированием рынка виртуальной реальности.
1
Стронин М.Ф. Обучающие игра на уроках английского языка. М.: Просвещение.
1984. С. 3
2
URL: https://www.kommersant.ru/projects/chernobyl.
Теория и практика современных СМИ
30
Российская журналистика, сохраняя верность традициям, впитывает в
себя все наиболее продуктивное из журналистики западноевропейской и
американской. Жанрообразование медиатекстов в рекламе и журналистике
подчиняется общим законам образования жанра в целом. Среди ключевых
жанрообразующих признаков медиатекстов: предмет отображения, целе-
вая установка, метод отображения. Предметом отображения для рекламы
могут быть товар, услуга, событие и персона + неличный характер пред-
ставления информации. Еще один важный жанрообразующий признак
целевая установка медиатекста.
Таким образом, изучение причин и следствий перестройки жанровой си-
стемы СМИ является неотъемлемой составной частью медиаобразования,
которое должно помочь аудитории в освоении особенностей влияния СМИ
на общественное развитие.
Литература:
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия.
М.: 2003.
Базанова А.Е., Трофимова Г.Н., Уразова С.Л., Гишкаева Л.Н. / Транс-
формация жанровой структуры медиатекста в современном медиао-
бразовании: статья в сборнике трудов конференции. 2017.
Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М.: 2009.
Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском
образовании // Медиаскоп. Электронный научный журнал. 2011. №
3.
Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. 2-е
изд., доп. СПб: «Петербургское Востоковедение». 2002.
Крылова О.А. Образность и тексты с креативным заданием // Науч-
ные доклады высшей школы. Филологические науки. 2013. №3.
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: 2000.
Стронин М.Ф. Обучающие игра на уроках английского языка. М.:
Просвещение. 1984.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.:Аспект-пресс.
2004.
Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-
медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижего-
родского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5.
Фатеева И.А. Филологические аспекты журналисткой деятельности
и журналистского образования в России и США // Вестник Челябин-
ского государственного университета, 2007 № 8. С. 103.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978.
Интервью автора с Константином Полесковым, главным редактором
сайта novayagazeta.ru. 16. 06. 2015.
Поступила в редакцию 5 февраля 2020 года.