9
Теория и практика современных СМИ
и социологические компании представляют фрагментарные данные,
которые порой невозможно представить в виде тенденций или законо-
мерных явлений. Авторы отраслевого доклада «Российская периоди-
ческая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2019
году» вынуждены признать, что, «достоверной государственной статисти-
ки в области полиграфии фактически нет.
В соответствии с кодом 18 ОКВЭД2 и ОКПД2, информация об объемах
производства, выполненных типографиями, формируется территориаль-
ными органами Росстата на основании формы статистической отчётности
П-1, которую обязаны представлять только крупные и средние полиграфи-
ческие предприятия, число которых на данный момент не превышает 1,5
тыс. единиц. При этом результаты деятельности небольших полиграфиче-
ских производств Росстатом не учитываются, хотя они сегодня генерируют
внушительные объёмы работ и услуг»
1
. По экспертным оценкам, в сфере
отечественной полиграфии ныне функционирует более 20 тыс. субъектов
рынка. В их числе и традиционные промышленные предприятия (типогра-
фии), и малые цифровые производства, и «гибридные» типографии, и мно-
гочисленные рекламные агентства, салоны печати, мини-типографии, вы-
деленные полиграфические производства в составе других предприятий.
Полиграфическая индустрия, главным показателем эффективности ра-
боты которой является общий годовой оборот, из-за потери отраслевого
статуса не имеет сводного статистического учета, необходимого для оцен-
ки динамики инвестиционной деятельности, консолидированного банка
данных о выработке и реализации возможных мер поддержки полиграфи-
ческого производства со стороны государства
2
. Об актуальности создания
единой универсальной системы измерения аудитории во всех средах медиа,
как о первостепенной задаче для отрасли, недавно высказался заместитель
руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин
3
.
При всех отмеченных изъянах статистических показателей и экспертных
оценок отрасли можно отметить, что за последние десятилетия в стране
сложилась мощная информационно-коммуникативная медиасистема. Те-
левидение, радио и новые медиа являются наиболее продвинутой частью
медиаотрасли, потому что электронные коммуникации в технологическом
отношении и влиянии на общество, являются локомотивом, способным
продвигать общество, экономические и социальные институты к переходу
на новые горизонты становления цифровой цивилизации.
Ключевые направления развития цифровой экономики напрямую со-
относятся с функциями и задачами медиаиндустрии. Например, одна
1
URL:http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat1/main/custom/0/text_
les/le/Пресса%202019%20для%20VIP_правка_end.pdf (дата обращения: 27.01.20).
2
Там же.
3
URL: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/dachnoe-telesmotrenie-
snizilo-tempy-umensheniya-vremeni-prosmotra-tv/?utm_source=newsletter&utm_
medium=email(дата обращения 17.02. 20).