73
Социология массовых коммуникаций
графе, функционирующем по законам капитализма. Избрав в качестве
объекта исследования доминирующую в мире американскую киноин-
дустрию, он заглянул в ее институциональную механику и социальную
технологию, проследил их длительную историческую эволюцию – от
первых опытов вплоть до начала 1970-х г. Охарактеризованы возмож-
ности автономного кинотворчества, вопросы реструктуризации и удов-
летворения запросов аудитории, содержание и уровень художественно-
го качества продукции международного монополиста, ее социальная
функциональность. Заглядывая вглубь вещей, исследователь обрисо-
вал сложную паутину причинно-следственных связей в статике и дина-
мике кинопроцесса, скрывающуюся за его поверхностью. Воссоздана
картина многопланового влияния, которое в течении примерно 70-ти
лет испытывало кинотворчество в США со стороны институциональ-
ных структур самой киноиндустрии, финансовых, политических, рели-
гиозных и прочих влиятельных кругов капиталистического общества.
Долгое время предмет исследования немецкого социолога, связан-
ный с логикой функционирования американской киноиндустрии, был
весьма далек от новаторской парадигмы советского кинематографа и
его проблем. В период 1970–1973 гг., когда посещаемость кино в стра-
не была еще очень близка к своему максимальному по итогам 1968 г.
уровню (18,4–19,2 похода в кино среднестатистическим жителем за год
в СССР и 20,6–21,5 в РСФСР), на киноэкранах демонстрировались 949
новых игровых фильмов. Среди них было 405 зарубежных (42,7%), но
американских лишь 23 – в среднем менее 6 фильмов за год
1
. В ситу-
ации, когда доступ зрительской аудитории к продукции американско-
го кинематографа государством, по сути, сводился на нет, социальные
технологии Голливуда, связанные с формированием им своей аудито-
рии в статусе «глобальной кинодеревни», особого научного и практи-
ческого интереса не представляли. На время, по сути, было забыто, что
в далекие 1920-е г. практики кино искали и находили свойственную
советскому кинематографу специфическую идентичность, изучая аме-
риканские фильмы и учась на них профессиональному ремеслу, успеш-
ной коммуникации с публикой в том числе. «Кинематографу, – вспоми-
нал Л. Кулешов, – мы учились на американских вестернах и у Дэвида
Гриффита. Мы жадно впитывали все интереснейшее в искусстве того
времени и, не скроем, любили его»
2
. Было забыто и то, что в 1930-е г.
управленец З. Шумяцкий выстраивал советское фильмопроизводство с
оглядкой на Голливуд. Обретя уникальную идентичность, российское
кино, составлявшее основу многонационального советского, в даль-
нейшем пошло своим путем. В связи с этим присутствие одного из сво-
их учителей, американского кино, на экране было сведено к минимуму,
1
Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись
(1969–2005 гг.). М.: Канон+, 2009. С. 542–543.
2
Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. М.: Искусство, 1975. С. 69.