89
Социология массовых коммуникаций
бойцы живы и трогательно обнимаются. Но по какой причине разного рода
институты устраивают эти – отнюдь не для слабонервных – бои, а добрая
половина публики восторженно солидаризируется, например, с бойцом,
который, пока позволяет рефери, «добивает» соперника, находящегося
на грани нокаута? И почему в современной России кинематограф, следуя
древней культурной традиции, повседневно развлекает публику экранным
зрелищем жестокости, ран, крови и смертоубийств?
Фильмы непрерывно снимают и распространяют, прежде всего, потому,
что они находят сбыт. Смотрят их люди, ангелами, как известно, не явля-
ющиеся. Будучи от природы наделенными инстинктами самосохранения и
агрессивности и живя отнюдь не в ангельской среде, по жизни они оказыва-
ются субъектом или объектом агрессии, а в подростковом возрасте, как пра-
вило, в одной и другой роли. Насилие вплетено даже в социальную ткань
современной семейной жизни. Реальная встреча с агрессивным индивидом
вызывает у человека чувство мобилизирующей его тревоги, а восприятие
им, со стороны, происходящих агрессивных действий движимо если не
любопытством, то, по крайней мере, склонностью удерживать на них свой
взор. Реалии подобного рода отчасти проливают свет на зрительский инте-
рес к экранной картине насилия.
С точки зрения науки, присущая человеку агрессивность объясняется
причинами психофизиологического и эволюционного характера. Если ве-
рить З. Фрейду, человеку свойственно сильное бессознательное влечение к
смерти (танатос), которому, однако, противостоит не менее мощное влече-
ние к продолжению собственного рода – эрос. Борьба двух инстинктов при-
водит к замещению объекта деструктивного начала. Таковым оказывается
не сам субъект агрессии, а другой человек.
Представители эволюционного взгляда по-разному объясняют природу
агрессивного поведения человека. По мнению К. Лоренца, автора этоло-
гического подхода, люди унаследовали от животных «инстинкт драчли-
вости», во многом позволяющий им сохранение собственного вида
1
. У
наземных хищных животных этот инстинкт направлен в первую очередь
на представителей других видов. Стычки между представителями одного
вида крайне редко имеют летальный исход. Но у животных со слабо раз-
витым хищническим началом «инстинкт драчливости» направлен преиму-
щественно на себе подобных
2
. Предполагается, что люди унаследовали
подобную разновидность «инстинкта драчливости». Если это так, то дра-
матическая репрезентация насилия на экране относится к категории того
«узнаваемого» и жизненно значимого, которое в процессе киновосприятия
способствует зрительской вовлеченности в драматическое действие, эф-
фекту присутствия и идентификации с персонажем.
Другое эволюционное объяснение агрессивного поведения оттал-
1
Baron, R.A., and Richardson, D.R. Human Aggression. – 2nd edi tion. – N.Y.: Plenum Press,
1994. Р. 15.
2
Idem. P. 16.